Инновационная активность ученых как фактор развития академического предпринимательства в России


https://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-3-305-312

Полный текст:


Аннотация

Развитие академического предпринимательства как способа трансфера инноваций является актуальной задачей. Одним из основных факторов развития академического предпринимательства является инновационно-ориентированный персонал высших учебных заведений (вузы). Недостаточное освещение влияния данного фактора в научной литературе сдерживает распространение различных форм академического предпринимательства на территории России. В связи с этим предлагается исследование, направленное на определение степени влияния инновационной активности ученых на развитие академического предпринимательства России. В качестве объекта исследования было выбрано академическое предпринимательство в России. Для достижения поставленной цели применяли анализ основных исследований в области академического предпринимательства за период 2011-2016 годов. Анализ публикаций позволил выявить, что инновационная активность профессорско-преподавательского состава вузов является решающим фактором развития академического предпринимательства. Однако российские ученые характеризуются низкой инновационной активностью, вследствие чего академическое предпринимательство в России развито слабо. В целях устранения или минимизации влияния данной проблемы исследователи предлагают следующие решения: полная информированность и моральная подготовка ученых, вовлеченных в инновационный процесс вуза; высокая заработная плата; создание психологического климата, влияющего на мотив самореализации ученых; постоянное повышение квалификации сотрудников, вовлеченных в инновационный процесс вуза; создание условий для проявления творческой активности ученых; оказание большего доверия молодым ученым, аспирантам и магистрантам; моральное и материальное поощрение инициатив, инноваций, экспериментирования и творчества научно-педагогических работников; выделение свободного времени ученым для осуществления научно-исследовательской и поисковой деятельности и другие. Полученные данные могут быть использованы руководством российских университетов для повышения инновационной активности профессорско-преподавательского состава вузов.


Об авторах

Л. Н. Бабак
Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690000, Россия
к. т. н., доцент, кафедра менеджмента


Е. В. Хегай
Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690000, Россия
Россия
к. э. н., доцент, кафедра менеджмента


И. Д. Филаткина
Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690000, Россия
студент, кафедра менеджмента


М. Д. Филаткина
Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, г. Владивосток, 690000, Россия
студент, кафедра менеджмента


Список литературы

1. ЛИТЕРАТУРА

2. Гоосен Е. В., Никитенко С. М., Ковригина С. В. Государственно-частное партнерство как фактор выбора долгосрочной стратегии развития малого инновационного предпринимательства // Научные труды ДонНТУ. 2014. № 2. С. 138–147.

3. Миндели Л. Э. Основные направления реализации инновационного потенциала научных учреждений РАН // Инновации. 2013. № 11 (181). С. 33–39.

4. Подвербных О. Е., Гасенко Е. В. Механизм управления инновационным потенциалом персонала наукоемкого предприятия // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2012. № 1(41). С. 206–210.

5. Фирсова С. П. Трансфер технологий как фактор инновационного развития технического университета // Казанский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 54–60.

6. Хегай Е. В., Бабак Л. Н., Филаткина И. Д., Филаткина М. Д. Мотивация и факторы академического предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11(1). С. 1075–1085.

7. Шаронов А. Н. Оценка уровня развития инновационной активности российской экономики // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. С. 78–82.

8. Шевченко Л. С. Университеты как субъекты интеллектуального предпринимательства // Теория и практика правознания. 2014. № 1(5). С. 1–12.

9. Abreu M., Grinevich V. The nature of academic entrepreneurship in the UK: Widening the focus on entrepreneurial activities // Research Policy. 2013. № 42. P. 408–422.

10. Aldrich H. E. The emergence of entrepreneurship as an academic field: A personal essay on institutional entrepreneurship // Research Policy. 2012. № 21. P. 1240–1248.

11. Alexeev S. G. Integral Evaluation of the Regional Innovation Potential // The Issues of Modern Economy. 2009. № 2. P. 306–308.

12. Astebro T. Startups by recent university graduates and their faculty: implications for university entrepreneurship policy // Research Policy. 2012. № 41. P. 663–677.

13. Baldini N. University spin-offs and their environment // Technology Analysis & Strategic Management. 2015. № 15. P. 858–876.

14. Bathelt H. Social foundations of regional innovation and the role of university spin-offs: the case of Canada’stechnology triangle // Industry and Innovation. 2011. № 17. P. 459–486.

15. Biddle J. B. Can patents prohibit research? On the social epistemology of patenting and licensing in science // Studies in History and Philosophy of Science. 2014. № 45. P. 14–23.

16. Fairchild R. An entrepreneur's choice of venture capitalist or angel-financing: a behavioral game-theoretic approach // Journal of Business Venturing. 2014. № 26. P. 359–374.

17. Fakhrutdinova E., Zagidullina V., Suleimanov T., Khalikov A. Universities as a driving force of economic development in the creation of innovation system of Russia // Procedia Economics and Finance. 2015. №. 23. P. 1662–1665.

18. Fini R. Complements or substitutes? The role of universities and local context in supporting the creation of academic spin-offs // Research Policy. 2011. № 40. P. 1113–1127.

19. Goethner M. Scientists’ transition to academic entrepreneurship: Economic and psychological determinants // Journal of Economic Psychology. 2012. № 33. P. 628–641.

20. Grimaldi R., Kenney M., Siegel D. S., Wright M. 30 years after Bayh-Dole: reassessing academic entrepreneurship // Research Policy. 2011. № 40. P. 1045–1057.

21. Plotnikova I., Korneva O., Ustuizhanina A. Barriers to Innovation in the Implementation of the Investment Strategy: an Empirical Study // Behavioral Sciences. 2015. № 166. P. 369–377.

22. Walsh J. P. Local context, academic entrepreneurship and open science: publication secrecy and commercial activity among Japanese and US scientists // Research Policy. 2014. № 43. P. 245–260.

23. Wright M. Academic entrepreneurship, technology transfer and society: where next? // J. Technol. Transf. 2014. № 39. P. 322–334.

24. Wood M. S. A process model of academic entrepreneurship // Business Horizons. 2011. № 54. P. 153–161.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бабак Л.Н., Хегай Е.В., Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. Инновационная активность ученых как фактор развития академического предпринимательства в России. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016;(3):305-312. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-3-305-312

For citation: Babak L.N., Khegay E.V., Filatkina I.D., Filatkina M.D. Innovation activity of scientists as a factor in the development of academic entrepreneurship in Russia. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2016;(3):305-312. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-3-305-312

Просмотров: 213

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)