Preview

Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий

Расширенный поиск

Методические и практические аспекты оценки и развития эмоционального интеллекта руководителя

https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-2-169-173

Полный текст:

Аннотация

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Цель исследования – разработка и апробация методики развития эмоционального интеллекта как основополагающего качества становления лидерства во взаимосвязи с управленческими компетенциями. В исследовании участвовали 576 студентов. В работе был использован следующий комплекс методов: теоретический анализ и обобщение данных научной и специальной литературы; понятийно-терминологический и системно-структурный анализ; тестирование: опросник общих эмпатийных тенденций; коммуникативная толерантность; тест на терпимость; тест на ассертивность; диагностика самооценки и уровня притязаний; факторный личностный опросник Р. Кеттелла; диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла; педагогический эксперимент; анализ и обобщение результатов экспериментальных исследований; методы математической статистики. Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить, что все тринадцать исследуемых параметров показали положительную динамику своего развития. Восемь из них имеют достоверные отличия в результатах до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента (Р ? 0,01): эмпатия, толерантность, тактичность, значимость эмпатии, значимость толерантности, значимость тактичности, уровень самооценки и притязаний. Важно обратить внимание, что у трех из них: значимость эмпатии, уровень самооценки и притязаний - достоверность по t-критерию Стьюдента составляет Р ? 0,05. По окончании была проведена итоговая диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла. Из 70,14% студентов, имевших низкий уровень развития эмоционального интеллекта, по окончании формирующего эксперимента в данной группе осталось только 5,90%. Предложенная методика включает структурную диагностику уровня развития эмоционального интеллекта, обобщение результатов с целью выявления проблемных областей и разработку рекомендаций, способствующих развитию эмоционального интеллекта.

Об авторах

И. В. Сомина
Белгородский государственный технологический университет
Россия
д.э.н., профессор, кафедра стратегического управления, ул. Костюкова, 46, г. Белгород, 308012, Россия


В. Л. Кондаков
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
д.п.н., профессор, кафедра физического воспитания, ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия


М. В. Кондаков
Белгородский государственный технологический университет, ул. Костюкова, 46, г. Белгород, 308012
студент, института экономики и менеджмента, Россия


Список литературы

1. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. С. 22–23.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. 478 с.

3. Кондаков В.Л., Волошина Л.Н., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. Методика применения дыхательных упражнений для коррекции состояния кардио-респираторной системы // Теория и практика физической культуры. 2019. № 7. С. 21–24.

4. Копылова Е.А. Возможности применения ситуационного подхода к анализу системы управления организацией. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3909

5. Brackett M. A. The Emotional Intelligence We Owe Students and Educators // Educational Leadership. 2018. V. 76. № 2. P. 12-18.

6. Serrat O. Understanding and developing emotional intelligence // Knowledge solutions. 2017. P. 329-339.

7. Carson K.D., Carson P.P., Birkenmeier B.J. Measuring emotional intelligence: Development and validation of an instrument // Journal of Behavioral and applied Management. 2016. V. 2. № 1. P. 810.

8. Lee Y.H. Emotional intelligence, servant leadership, and development goal orientation in athletic directors // Sport management review. 2019. V. 22. № 3. P. 395-406.

9. Эмоциональный интеллект и способы его развития. URL: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/

10. Kopeikina E.N., Bogoeva M.D., Kondakov V.L., Iermakov S.S. et al. Respiratory gymnastics for students with craniological diseases // Journal of Physical Education and Sport. 2018. V. 18. № 4. P. 1801–1807. doi: 10.7752/jpes.2018.s4263

11. Rezvani A., Chang A., Wiewiora A., Ashkanasy N.M. et al. Manager emotional intelligence and project success: The mediating role of job satisfaction and trust // International Journal of Project Management. 2016. V. 34. № 7. P. 1112-1122.

12. Ansari A.H., Malik S. Ability-based emotional intelligence and knowledge sharing // VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. 2017.

13. Mestre J.M., MacCann C., Guil R., Roberts R.D. Models of cognitive ability and emotion can better inform contemporary emotional intelligence frameworks // Emotion Review. 2016. V. 8. № 4. P. 322-330.

14. Maamari B.E., Majdalani J.F. Emotional intelligence, leadership style and organizational climate // International Journal of Organizational Analysis. 2017.

15. Jung H.S., Yoon H.H. Why is employees’ emotional intelligence important? // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2016.


Для цитирования:


Сомина И.В., Кондаков В.Л., Кондаков М.В. Методические и практические аспекты оценки и развития эмоционального интеллекта руководителя. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020;82(2):169-173. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-2-169-173

For citation:


Somina I.V., Kondakov V.L., Kondakov M.V. Methodical and practical aspects of estimation and improving of emotional intelligence of manager. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2020;82(2):169-173. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-2-169-173

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)