Preview

Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий

Расширенный поиск

Стратегии развития универсальных навыков для VUCA-мира

https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-3-279-283

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-практические аспекты развития универсальных навыков в условиях высокой неопределенности внешней среды. Актуальность исследования подтверждается тем, что в последние десять лет много говорилось о важности цифровых навыков в мире будущего, об умении учиться всю жизнь как главном качестве работника, о том, как работодатели всё больше начинают ценить «мягкие» навыки сотрудников. Но мало кто мог представить, что будущее в буквальном смысле наступит прямо сейчас. Из-за введения карантина во многих странах по всему миру и экономического кризиса организации вынуждены трансформироваться в кратчайшие сроки, в том числе перестраиваться на удаленную работу и осваивать для этого новые цифровые инструменты. Даже обычно консервативные сферы — здравоохранение и образование — срочно осваивают телемедицину и дистанционное обучение. Сделан вывод, что успешность происходящих трансформаций только частично зависит от технической готовности и цифровых навыков. Гораздо больше она связана с тем, насколько руководители и сотрудники готовы разрабатывать и принимать нестандартные решения, поддерживать коммуникацию, адаптировать рабочие процессы, расставлять приоритеты. Основная мысль исследования заключается том, что прорывное развитие цифровых технологий не приведет к цифровизации всей экономики. Напротив, обретут дополнительную ценность особые человеческие качества, ввиду того что их невозможно автоматизировать. Еще одна предпосылка в пользу постепенного возрастания важности некого спектра человеческих навыков – особые условия современной экономики. Она весьма требовательна и к бизнесу, и к обществу, и к отдельному человеку, даже если исключить факторы кризиса или форс-мажора. В заключении, сделан вывод, что новой нормой стали высокие ожидания от индивидуальной эффективности и результатов, которых достигает компания, а стремительный темп изменений не дает возможности предсказать, какие знания, навыки и инструменты пригодятся даже в обозримом будущем.

Об авторах

М. А. Мещерякова
Воронежский государственный технический университет
Россия
к.э.н., доцент, кафедра технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью, ул. 20-летия Октября, 84, г. Воронеж, 394071, Россия


О. Г. Шальнев
Воронежский государственный технический университет
к.э.н., доцент, кафедра цифровой и отраслевой экономики, ул. 20-летия Октября, 84, г. Воронеж, 394071, Россия


М. В. Филатова
Воронежский государственный университет инженерных технологий
к.э.н., доцент, кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия


Список литературы

1. Hagel J., Brown J.S., Wooll M. Skills change, but capabilities endure. Why fostering human capabilities first might be more important than reskilling in the future of work. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/future-of-work-human-capabilities.html (дата обращения: 24.09.2020).

2. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения: 24.09.2020).

3. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology. World Economic Forum. Prepared in collaboration with The Boston Consulting Group. 2015. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 24.09.2020).

4. World Development Report 2018: Learning to Realize Education’s Promise. 2017. URL: https://reliefweb.int/report/world/world-development-report2018learning-realize-education-s-promise (дата обращения: 24.09.2020).

5. Russell Ch.A. System Supports for 21st Century Competencies. 2016. 20 р.URL: http://asiasociety.org/files/system-supports-for-21st-century-competencies-2016_0.pdf (дата обращения: 24.09.2020).

6. Добряковои? М.С., Фрумина И.Д., Баранникова К.А., Зиила Н. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Москва: Изд. дом Высшеи? школы экономики, 2020. 472 c.

7. Универсальные навыки для VUCAмира // EduTech № 3 (34), 2020.

8. Fletcher G., Griffiths M. Digital transformation during a lockdown // International Journal of Information Management. 2020. 102185. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102185.

9. Giones F., Brem A., Berger A. Strategic decisions in turbulent times: Lessons from the energy industry // Business Horizons. 2019. V. 62. № 2. P. 215–225. doi: 10.1016/j.bushor.2018.11.003.

10. Bennett N., Lemoine G.J. What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. 2014. V. 57. № 3. P. 311–317. doi: 10.1016/j.bushor.2014.01.001.

11. Baran B.E., Woznyj H.M. Managing VUCA: The human dynamics of agility. Organizational Dynamics. 2020. 100787. doi: 10.1016/j.orgdyn.2020.100787.

12. Latha S., Prabu Ch. B. Vuca in Engineering Education: Enhancement of Faculty Competency for Capacity Building // Procedia Computer Science. 2020. V. 172. P. 741–747. doi: 10.1016/j.procs.2020.05.106.

13. Noda Y. Socioeconomical transformation and mental health impact by the COVID19’s ultimate VUCA era: Toward the New Normal, the New Japan, and the New World // Asian Journal of Psychiatry. 2020. V. 54. P. 102-262. doi: 10.1016/j.ajp.2020.102262.


Рецензия

Для цитирования:


Мещерякова М.А., Шальнев О.Г., Филатова М.В. Стратегии развития универсальных навыков для VUCA-мира. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020;82(3):279-283. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-3-279-283

For citation:


Meshcheryakova M.A., Shalnev O.G., Filatova M.V. Strategies for Developing Universal Skills for the VUCA World. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2020;82(3):279-283. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-3-279-283

Просмотров: 555


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)