Современные тенденции устойчивого развития «доступной среды» на железнодорожном транспорте
https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-1-410-417
Аннотация
Во всем мире неуклонно растет численность людей с ограниченными возможностями здоровья и в настоящее время насчитывается до 15% численности всего населения. В России проживает около 35 млн. маломобильный граждан, в том числе 11,6 млн. человек с инвалидностью, наиболее многочисленна группа инвалидов в возрасте свыше 60 лет (57,2% в общей численности). Недостаточная адаптация туристской инфраструктуры к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья является одним из барьеров для формирования «доступной среды». Исследование безбарьерной среды в стране показало низкий уровень адаптации туристской инфраструктуры для разных видов туризма (от культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного до горнолыжного и др.): Москва и Санкт-Петербург – до 30% туристской инфраструктуры адаптировано для путешествия людей с ОВЗ, в Сочи в настоящее время в планах довести до 60%, в целом по всем регионам – до 5%. Наиболее востребованным транспортом при организации туров является железнодорожный транспорт, поэтому инфраструктура на железнодорожном транспорте должна соответствовать требованиям «доступной среды» для всех категорий пользователей. Вопросы обеспечения транспортной доступности для населения России в целом и задачи достижения устойчивого развития, рассмотренные в контексте формирования «доступной среды» для людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения на железнодорожном транспорте, формируют траекторию развития безбарьерного и инклюзивного железнодорожного туризма на территории страны. ОАО «РЖД» с учетом потребностей разных категорий пассажиров осуществляет комплексную модернизацию подвижного состава и обновление пассажирской инфраструктуры (более 900 пассажирских вагонов оборудованы специализированным купе для пассажиров с ОВЗ), разрабатывает и продвигает новые проекты в рамках развития железнодорожного туризма совместно с предприятиями, работающими в сфере гостеприимства и туризма. Наряду с этим, необходимо учитывать особенности ментальности и возможности здоровья людей с ОВЗ, их невысокий платежеспособный спрос и недостаточную информированность. Последовательная реализация государственной политики в области создания доступного единого безбарьерного пространства для инвалидов и других маломобильных групп населения будет способствовать их социализации в обществе и мобильности при осуществлении поездок и при передвижении в туристко-рекреационной среде
Об авторах
Р. Т. Тимаковад.т.н., профессор, кафедра пищевой инженерии, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620144, Россия
Ю. В. Ильюхина
аспирант, , ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620144, Россия
Список литературы
1. Всемирный доклад об инвалидности. URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/
2. Иванов В.Д., Талызов С.Н., Абрамов Л.В. Инклюзивный туризм: туризм для лиц с ограниченными возможностями // Развитие науки и образования в современном мире. 2018. С. 110–116.
3. Официальный сайт «Организация Объединенных Наций». URL: http://www.un.org/ru
4. Никонова В.Д., Папировская Л.И. Информационная система «доступная среда для пассажиров железнодорожного транспорта» // Наука и образование транспорту. 2020. № 2. С. 40–43.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.ifap.ru/
6. Давыдова К.В., Холодилина Ю.Е. Безбарьерный туризм: понятие и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5–5. С. 92–94.
7. Заславская О.В., Малафий А.С. Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2019. Т. 21. №. 10. С. 167–188. doi: 10.17853/1994–5639–2019–10–167–188
8. Межова Л.А. Теория и практика развития инклюзивного туризма в России и за рубежом. URL: http://science-education.ru/ru/article/view? id=17354
9. Coros M.M., Gica O.A., Yallop A.C., Moisescu O.I. Innovative and sustainable tourism strategies: A viable alternative for Romania’s economic development // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 2017. V. 9. №. 5. Р. 504–515. doi: 10.1108/WHATT07–2017–0033
10. Рыкова Л.А. Некоторые аспекты формирования доступной среды для инвалидов на транспорте (железнодорожном) // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56. С. 74–77. doi: 10.18411/lj11–2019–19
11. Иванов В.Д., Рафикова В.Д., Талызов С.Н. Нормативно–правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Сolloquium Journal. 2018. № 6. URL: http://www. tourlib.net/
12. Дворядкина Е.Б., Простова Д.М. Региональные стратегические приоритеты развития и социально ориентированные некоммерческие организации // Управленец. 2021. Т. 12. № 4. С. 106–119. doi: 10.29141/2218–5003–2021–12–4–8
13. Timakova R.T., Ergunova O.T. Strategy for the development of food enterprises in Urals in “new normal // Strategy for the development of food enterprises in Urals in «new normal» // II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society – (ICEST-II 2021). 2021. V. 116:229. Р. 2037–2045. doi: 10.15405/epsbs.2021.09.02.229
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru
15. Тимакова Р.Т., Ергунова О.Т. Методологический подход к цифровизации и индустриализации развития региональных и муниципальных структур на постковидном пространстве // Вестник Воронежского технологического университета. 2020. Т. 82. № 4. С. 371–377. doi: 10.20914/2310–1202–2020–4–371–376
16. Крошечкина И.Ю., Самсонова В.О., Яковлева А.Д. Комплексные решения развития безбарьерной среды мегаполиса с учетом инфраструктуры железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы современного транспорта. 2020. № 3. С. 23–29.
17. Власюк Т.А. Организация безбарьерной среды для маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте в Российской Федерации на основе государственной программы «доступная среда» // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт. 2021. № 1(42). С. 82–84.
18. Клепиков А.А. Особенности макро-, мезо- и микрологистической системы авиакомпании в концепции ERP бизнес-процессов // Инновации и инвестиции. 2022. № 1. С. 51–55.
19. Ferst M.D., Anjos S.J.G., Coutinho H.R.M., Flores L.C.D. Еlectronic word of mouth (e-wom) and the choice of tourist destination by disabilities or reduced mobility person // Podium-sport leisure and tourism review. 2020. № 9 (3). P. 435–461. doi: 10.5585/podium.v9i3.16015
20. Роменская М.В., Калинин К.А., Екимов А.В. Транспортное обслуживание туристических перевозок на железнодорожном транспорте // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 8. С. 255–264.
21. Рыкова Л.А. К вопросу о взаимодействии участников процесса формирования доступной среды для маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 2. С. 213–219
22. Kim S.E., Lehto X.Y. The voice of tourists with mobility disabilities: insights from online customer complaint websites // International journal of contemporary hospitality management. 2012. № 24(2–3). Р. 451–476. doi: 10.1108/09596111211217905
Рецензия
Для цитирования:
Тимакова Р.Т., Ильюхина Ю.В. Современные тенденции устойчивого развития «доступной среды» на железнодорожном транспорте. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2022;84(1):410-417. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-1-410-417
For citation:
Timakova R.T., Iliukhina I.V. Current trends in the sustainable development of an "accessible environment" in railway transport. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2022;84(1):410-417. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-1-410-417