Preview

Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий

Расширенный поиск

Конкурентоспособность университета на образовательном рынке: стратегический подход

https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-3-288-295

Аннотация

Система высшего образования в России на настоящем этапе характеризуется сменой парадигмы, обусловленной переходом к инновационной деятельности, основанной на внедрении изменений экономической модели. Дополнительным фактором начала подобного перехода служит изменение структуры управления в университетской среде, внедрение стратегического менеджмента, переход к предпринимательскому университету, расширение компетентностного уровня преподавателей вуза. Университетское сообщество встречает серию вызовов, среди которых наблюдают недостаточную мотивацию и некомпетентность преподавателей к работе в новых условиях. В данной статье ставится цель исследования путей формирования конкурентоспособной на ранке образования университетской системы. Новизна работы обусловлена тем фактом, что в результате преодоления возникающих в процессе перехода к новой инновационной политике в образовании вызовов предложена новая парадигма формирования конкурентоспособного вуза, основанная на совокупности стратегических решений в области образовательных программ, студенческой деятельности и развития компетентностного уровня преподавателей. В статье авторы основывают свои суждения на выявлении проблемных полей заявленной тематики и последующей разработки их стратегических решений и этапов их реализации. Среди наиболее продуктивных путей предлагается трансформация образовательных программ, разработка мер по повышению мотивации студентов к участию в инновационных видах деятельности, развитие направлений повышения мотивации и компетентности преподавателей. Данные решения способствуют реализации инновационных стратегий развития вуза, стимулируют работу преподавателей и студентов и ведут к эффективному преодолению конкурентной вузовской среды. Статья представляет интерес для руководителей образовательных учреждений, специалистов в области стратегического менеджмента, методологов образования.

Об авторах

И. Н. Пугачева
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Россия

д.т.н., декан, факультет экологии и химической технологии, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия



Н. Б. Мухина
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

к.филол.н., доцент, кафедра германских языков, пр. Ленина, 49 г. Стерлитамак, 453103, Россия



Список литературы

1. Манокин М.А., Ожегова А.Р., Шенкама Е.А. Методология Agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 4. С. 83–96.

2. Проблемно-ориентированный подход. URL: http://bsrfc.com.ua/competence-approach

3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы; под науч. ред. Н.Л. Титовой. М.: МАКС Пресс, 2008.

4. Astin A. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of College Student Development. 1984. V. 25. №. 4.

5. Clark B.R. Sustaining change in universities: Continuities in case studies and concepts. UK: Open University Press. 2004.

6. Del Rey E. Teaching versus research: A model of state university competition // Journal of Urban Economics. 2001. V. 49. №. 2. P. 356–373.

7. Jans N.A. Organizational commitment, career factors and career/life stage // Journal of Organizational Behavior. 1989. V. 10. №. 3. P. 247–266.

8. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // The Academy of Management Journal. 1990. V. 33. №. 4. P. 692–724.

9. Lucena J. Flexible engineers: History, challenges, and opportunities for engineering education // Bulletin of Science, Technology and Society. 2003. V. 23. №. 6. P. 419–435.

10. Morgan A.W., Kniazev E., Kulikova N. Organizational adaptation to resource decline in Russian universities // Higher Education Policy. 2004. V. 17. №. 3. P. 241–256.

11. Newmann F. Student engagement and achievement in American secondary schools. Madison: Teachers College Press. 1992.

12. Pehrsson A. Barriers to entry and market strategy: A literature review and a proposed model // European Business Review. 2009. V. 21. P. 64–77.

13. Pike G.R., Kuh G. A typology of student engagement for American colleges and universities // Research in Higher Education. 2005. V. 46. №. 2. P. 185–209.

14. Warning S. The economic analysis of universities: Strategic groups and positioning. Cheltenham, UK: Edward Elgar. 2007.

15. Dimitrova G., Dimitrova T. Competitiveness of the universities: measurement capabilities // Trakia Journal of Sciences. 2017. V. 15. №. 1. P. 311-316.

16. Amirkhanova L.R., Bikmetov E.Y., Zinnurov U.G., Kharisova A.Z. Management of university competitiveness based on image creating research // Journal of Business and Retail Management Research. 2017. V. 11. №. 2.

17. Parakhina V., Godina O., Boris O., Ushvitsky L. Strategic management in universities as a factor of their global competitiveness // International Journal of Educational Management. 2017. V. 31. №. 1. P. 62-75. doi: 10.1108/IJEM-03-2016-0053

18. Belov A., Chernova G., Khalin V., Kuznetsova N. Universities’competitiveness models in academic management: a national-level approach // Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. 2018. V. 40. №. 2. P. 155-166.

19. Vasiliev A. Entrepreneurial education quality management to improve university competitiveness // Journal of Entrepreneurship Education. 2020. V. 23. №. 1. P. 1-9.

20. Beltyukova O.V., Erkibaeva G.G., Zharkova A.A., Pikalov Y.V. et al. Modern higher education competitiveness: commercial strategies and administrative policy // EurAsian Journal of BioSciences. 2020. V. 14. №. 2.


Рецензия

Для цитирования:


Пугачева И.Н., Мухина Н.Б. Конкурентоспособность университета на образовательном рынке: стратегический подход. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2022;84(3):288-295. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-3-288-295

For citation:


Pugacheva I.N., Mukhina N.B. University Competitiveness on the Educational Market: Strategic Approach. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2022;84(3):288-295. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-3-288-295

Просмотров: 281


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)