Конкурентоспособность университета на образовательном рынке: стратегический подход
https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-3-288-295
Аннотация
Система высшего образования в России на настоящем этапе характеризуется сменой парадигмы, обусловленной переходом к инновационной деятельности, основанной на внедрении изменений экономической модели. Дополнительным фактором начала подобного перехода служит изменение структуры управления в университетской среде, внедрение стратегического менеджмента, переход к предпринимательскому университету, расширение компетентностного уровня преподавателей вуза. Университетское сообщество встречает серию вызовов, среди которых наблюдают недостаточную мотивацию и некомпетентность преподавателей к работе в новых условиях. В данной статье ставится цель исследования путей формирования конкурентоспособной на ранке образования университетской системы. Новизна работы обусловлена тем фактом, что в результате преодоления возникающих в процессе перехода к новой инновационной политике в образовании вызовов предложена новая парадигма формирования конкурентоспособного вуза, основанная на совокупности стратегических решений в области образовательных программ, студенческой деятельности и развития компетентностного уровня преподавателей. В статье авторы основывают свои суждения на выявлении проблемных полей заявленной тематики и последующей разработки их стратегических решений и этапов их реализации. Среди наиболее продуктивных путей предлагается трансформация образовательных программ, разработка мер по повышению мотивации студентов к участию в инновационных видах деятельности, развитие направлений повышения мотивации и компетентности преподавателей. Данные решения способствуют реализации инновационных стратегий развития вуза, стимулируют работу преподавателей и студентов и ведут к эффективному преодолению конкурентной вузовской среды. Статья представляет интерес для руководителей образовательных учреждений, специалистов в области стратегического менеджмента, методологов образования.
Об авторах
И. Н. ПугачеваРоссия
д.т.н., декан, факультет экологии и химической технологии, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия
Н. Б. Мухина
к.филол.н., доцент, кафедра германских языков, пр. Ленина, 49 г. Стерлитамак, 453103, Россия
Список литературы
1. Манокин М.А., Ожегова А.Р., Шенкама Е.А. Методология Agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 4. С. 83–96.
2. Проблемно-ориентированный подход. URL: http://bsrfc.com.ua/competence-approach
3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы; под науч. ред. Н.Л. Титовой. М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Astin A. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of College Student Development. 1984. V. 25. №. 4.
5. Clark B.R. Sustaining change in universities: Continuities in case studies and concepts. UK: Open University Press. 2004.
6. Del Rey E. Teaching versus research: A model of state university competition // Journal of Urban Economics. 2001. V. 49. №. 2. P. 356–373.
7. Jans N.A. Organizational commitment, career factors and career/life stage // Journal of Organizational Behavior. 1989. V. 10. №. 3. P. 247–266.
8. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // The Academy of Management Journal. 1990. V. 33. №. 4. P. 692–724.
9. Lucena J. Flexible engineers: History, challenges, and opportunities for engineering education // Bulletin of Science, Technology and Society. 2003. V. 23. №. 6. P. 419–435.
10. Morgan A.W., Kniazev E., Kulikova N. Organizational adaptation to resource decline in Russian universities // Higher Education Policy. 2004. V. 17. №. 3. P. 241–256.
11. Newmann F. Student engagement and achievement in American secondary schools. Madison: Teachers College Press. 1992.
12. Pehrsson A. Barriers to entry and market strategy: A literature review and a proposed model // European Business Review. 2009. V. 21. P. 64–77.
13. Pike G.R., Kuh G. A typology of student engagement for American colleges and universities // Research in Higher Education. 2005. V. 46. №. 2. P. 185–209.
14. Warning S. The economic analysis of universities: Strategic groups and positioning. Cheltenham, UK: Edward Elgar. 2007.
15. Dimitrova G., Dimitrova T. Competitiveness of the universities: measurement capabilities // Trakia Journal of Sciences. 2017. V. 15. №. 1. P. 311-316.
16. Amirkhanova L.R., Bikmetov E.Y., Zinnurov U.G., Kharisova A.Z. Management of university competitiveness based on image creating research // Journal of Business and Retail Management Research. 2017. V. 11. №. 2.
17. Parakhina V., Godina O., Boris O., Ushvitsky L. Strategic management in universities as a factor of their global competitiveness // International Journal of Educational Management. 2017. V. 31. №. 1. P. 62-75. doi: 10.1108/IJEM-03-2016-0053
18. Belov A., Chernova G., Khalin V., Kuznetsova N. Universities’competitiveness models in academic management: a national-level approach // Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. 2018. V. 40. №. 2. P. 155-166.
19. Vasiliev A. Entrepreneurial education quality management to improve university competitiveness // Journal of Entrepreneurship Education. 2020. V. 23. №. 1. P. 1-9.
20. Beltyukova O.V., Erkibaeva G.G., Zharkova A.A., Pikalov Y.V. et al. Modern higher education competitiveness: commercial strategies and administrative policy // EurAsian Journal of BioSciences. 2020. V. 14. №. 2.
Рецензия
Для цитирования:
Пугачева И.Н., Мухина Н.Б. Конкурентоспособность университета на образовательном рынке: стратегический подход. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2022;84(3):288-295. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-3-288-295
For citation:
Pugacheva I.N., Mukhina N.B. University Competitiveness on the Educational Market: Strategic Approach. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2022;84(3):288-295. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-3-288-295