Исследование инновационной среды, как объекта управления: терминологические аспекты


https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-426-431

Полный текст:


Аннотация

В настоящей статье рассматриваются проблемные зоны современного этапа развития экономики Российской Федерации, решение которых предполагает глубокую модернизацию социально-экономической системы и ее инновационную трансформацию. Выполнению указанных задач способствует формирование научных основ управления этим процессом в целом и условиями его реализации в частности. Ключевым условием результативной инновационной деятельности является создание эффективной внешней и внутренней среды функционирования субъектов хозяйствования, принимающих участие в создании и производственном применении современных научно-технических достижений. При этом проводится сравнительный анализ литературных источников и выявляются основные факторы внутренней и внешней сред функционирования организаций, которые оказывают воздействие на формирование инновационных сред в организациях. Использование этой методики позволяет автору сформулировать заключение о степени воздействия указанных факторов и на инновационную активность организаций и возможности как реакции менеджмента организаций на них, так и предупредительного воздействия. В отечественной и зарубежной научной литературе в недостаточной степени представлены исследования в области управления формированием и функционированием инновационной среды организации, в том числе отсутствует единство понятийного аппарата, что существенно затрудняет согласованную деятельность в этой области. Автор на основе анализа мнений ученых предлагает свое понимание термина «инновационная среда» и смежных понятий, адаптированные к целям и задачам менеджмента инновационных процессов. В статье предлагается авторская система классификаций инновационных сред, которую можно использовать при принятии обоснованных управленческих решений. Заканчивается статья формулирование требований к понятию инновационной среды, которые позволяют расширить возможности инновационного развития при управлении деятельностью хозяйствующих субъектов, а авторское видение определения инновационной среды, позволяет руководителям отечественных организаций выстраивать ориентиры дальнейшего развития собственных организаций, кроме того, полученное определение создает задел для проведения всесторонних научных исследований в заявленной области.

Об авторе

А. М. Мельниченко
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия
к.э.н., декан, факультета дополнительного профессионального образования, ул. Большая Морская, 67.А, г. Санкт-Петербург, 190000, Россия


Список литературы

1. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Москва, Альпина Бизнес Букс, 2008.

2. Забуга Е. В. Инновационная среда кластера // Современные технологии управления. 2014. № 11 (47). URL: http://sovman.ru/article/4703/

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общество и культура Москва, Издателства ГУ ВШЭ, 2000.

4. Карпова Ю. А. Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблема управления // Инновации. 2008. № 10. С. 45–48.

5. Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. Теория организации. Москва, Юрайт, 2015.

6. Нестеров А. А. Инновационная среда экономических систе оценка и управление. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 9 (45). URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/1531-2012-09-12-07-28-02

7. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2004.

8. Чистякова Н.О Анализ основных теоретических подходов к исследованию инновационной среды региона // Вестник науки Сибири. 2011. № 1 (1). С. 447–456.

9. Шабалтина Л.В. Управление человеческим капиталом как важнейшее условие формирования инновационной среды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа, 2013.

10. Boschma R. Proximity and Innovation: A critical Assessment // Regional Studies. № 39(1). 2005. С. 61–74.

11. Camagni R. Introduction: from the local “milieu” to innovation through cooperation networks. // В книге: Camagni R. Innovation Networks: spatial perspectives. London: Bedhaven Press, 1991.

12. Cooke P., Morgan K. The Network Paradigm: New Departures in Corporate and Regional Development. // Society and Space. Т. 11. 1993. С. 543–564.

13. Drucker P.F. The Essential Drucker: The Best of Sixty Years of Peter Drucker's Essential Writings on Management. ReganBooks, 2003.

14. Fromhold-Eisebith M. Innovative milieu and social capital-exploring conceptual complementarities (Example of the Aachen region, Germany). // Paper to be presented at the conference of the European Regional Science Association (ERSA). Dortmund, 2002. С. 56–59.

15. Malinen P., Simula H. A conceptual platform for developing local and regional innovation environment // The 6th СINеt Conference, Brighton, UK, 2005.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мельниченко А.М. Исследование инновационной среды, как объекта управления: терминологические аспекты. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017;79(1):426-431. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-426-431

For citation: Melnichenko A.M. The study of the innovation environment, as an object of management: terminological aspects. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2017;79(1):426-431. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-426-431

Просмотров: 134

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)