Анализ и ранжирование факторов формирования и развития инновационного поведения в организациях


https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-3-478-488

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена проблеме выявления степени влияния ряда факторов на формирование инновационного поведения сотрудников организаций и их групп. По мнению авторов, инновационная активность сотрудников требует, с одной стороны, их собственных способностей и мотивации, а с другой стороны, готовности организации и предоставления работникам необходимых ресурсов как для созидания, так и реализации идей и проектов. Авторы не отрицают влияния национальной деловой культуры на особенности инновационного поведения и указывают на необходимость учета этих особенностей. Однако они отрицают существование национальных черт, заведомо делающих инновационное развитие одной страны более легким, чем других, и потому считают опыт разных стран достойным изучения, но при этом его внедрение считают возможным только после критического переосмысления для существующих реалий. Авторы указывают, что инновационное поведение сотрудников формируется под воздействием факторов, которые можно условно разделить на зависящие и не зависящие от действий менеджмента, причем именно первые представляют особый интерес в силу возможности управления ими. Среди них выделены факторы, связанные с особенностями стиля управления; характеристики рабочего места и должностных обязанностей; связанные с межличностными и межгрупповыми отношениями, а также организационные факторы. Влияние основных факторов каждой группы проанализировано и оценено либо с позиций положительного или отрицательного воздействия на формирование инновационного поведения, либо с позиций силы влияния. Отталкиваясь от опыта китайских коллег, проведено сравнительное ранжирование факторов, определяющих инновационность поведения, по степени их значимости. При этом выявлено сходство факторов, определяющих инновационность поведения сотрудников китайских и российских компаний, однако существенные различия в степени такого влияния. В результате ключевыми факторами успеха при формировании инновационного поведения сотрудников авторы назвали поддержку руководства; наличие ресурсов всех типов; систему вознаграждения за труд; состав и структуру коллектива и кооперацию.

Об авторах

Т. В. Сабетова
Воронежский ГАУ
Россия
к.э.н., доцент, кафедра управления и маркетинга в АПК, ул. Мичурина, 1, г. Воронеж, 394087, Россия


М. В. Пономаренко
Ставропольский ГАУ
к.э.н., доцент, кафедра экономической теории и экономики АПК, пер. Зоотехнический, 12, г. Ставрополь, 355017, Россия


Список литературы

1. Гончаренко Л.П., Кузьмищев Д.А. Концептуальные основы формирования системы планирования потребностей России в инновационных кадрах // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. № 5. С. 42–46.

2. Кусакина О.Н., Свистунова И.Г., Токарева Г.В. Влияние человеческого капитала на развитие сельских территорий // Достижения науки и техники АПК. 2015. Т. 29. № 9. С. 8–12.

3. Левушкина С.В., Пономаренко М.В., Токарева Г.В. Роль предпринимательского сектора в развитии инновационного кластера // Институциональные преобразования национальных экономических систем. 2016. С. 104–111.

4. Одегов Ю.Г. Корпоративная культура как фактор роста эффективности труда сотрудников: современные тенденции // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 2. С. 40–45.

5. Сабетова Т.В. Переориентация методики анализа человеческого потенциала территории в условиях инновационной экономики // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление: материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений (18 заседание), посвященной 100летию Воронежского государственного университета. Воронеж, 2018. С. 209–217.

6. Сабетова Т.В. Проведение управляемых изменений при инновационном развитии организации // Управленческие и маркетинговые аспекты развития субъектов АПК и агропродовольственного рынка: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 45летию кафедры управления и маркетинга в АПК ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. Воронеж: ВГАУ, 2016. С. 216–219.

7. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 5–6. С. 22–27.

8. Abdullah N.H., Lee P.L., Wahab E., Shamsuddin A. Perception on training and employee innovativeness: An evidence from small firms // International Conference on Management of Innovation and Technology. Singapore, 2014.

9. Abstein A., Spieth P. Exploring HRM meta-features that foster employees’ innovative work behaviour in times of increasing work-life conflict // Creativity and Innovation Management. 2014. Р. 1–15.

10. Anderson N., de Dreu C.K.W., Nijstad B.A. The routinization of innovation research: A constructively critical review of the state-of-the-science // Journal of Organizational Behavior. 2003. № 25. Р. 147–173.

11. Con?iu L.C., Gabor M.R., Oltean F.D. Employee’s motivation from a cultural perspective – a key element of the hospitality industry competitiveness // Procedia economics and finance. 2012. № 3(12). Р. 981–986.

12. De Jong J.P.J., Den Hartog D.N. Measuring innovative work behavior // Creativity and Innovation Management. 2010. № 19(1). Р. 23–36.

13. Goepel M., Holzle K., Knyphausen-Aufsess D. Individuals’ innovation response behaviour: A framework of antecedents and opportunities for future research // Creativity and Innovation Management. 2012. № 21 (4). Р. 412–426.

14. Jayasingam, S. Leadership style and perception of effectiveness: enlightening malaysian managers // Asian Social Science. 2009. № 5(2). Р. 54–65.

15. Leung, K. Theorizing about Chinese organizational behavior: the role of cultural and social forces. Handbook of Chinese organizational behavior – Integrating theory, research and practice. Cheltenham: Edward Elgar publishing, 2012. 560 p.

16. Li C., Zhao H., Begley T.M. Transformational leadership dimensions and employee creativity in China: a cross-level analysis // Journal of business research. 2014. № 68 (6). Р. 1149–1156.

17. Parzefall M., Seeck H., Lepp?nen A. Employee innovativeness in organizations: a review of the antecedencts // Finnish journal of business economics. 2008. № 2 (8). Р. 165–182.

18. Sabetova T.V. Corporate culture as a tool of a company's competability improvement within labour market // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. V. 55. № 7. P. 47–53.

19. Shane S., Venkataraman S., MacMillan I. Cultural differences in innovation championing strategies // Journal of Management. 1995. № 21 (5). Р. 931–952.

20. Wu J. An analysis of business challenges faced by foreign multinationals operating the Chinese market // International Journal of Business and Management. 2008. № 3 (12). Р. 169–174.

21. Yuan F., Woodman R. Innovative behavior in the workplace: The role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2010. № 53 (2). Р. 323–342.

22. Zhou J., Su Y. A missing piece of the puzzle: The organizational context in cultural patterns of creativity // Management and Organization Review. 2010. № 6 (3). Р. 391–413.

23. Zhou W., Velamur V.K. Key contextual success factors for employee innovative behavior: A study in a foreign manufacturing subsidiary in China // Cogent Business and Management. 2018. № 5.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сабетова Т.В., Пономаренко М.В. Анализ и ранжирование факторов формирования и развития инновационного поведения в организациях. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018;80(3):478-488. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-3-478-488

For citation: Sabetova T.V., Ponomarenko M.V. Analysis and ranging of the factors of formation and development of innovative behaviour in organizations. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2018;80(3):478-488. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-3-478-488

Просмотров: 24

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)