МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ


https://doi.org/10.20914/2310-1202-2015-1-97-104

Полный текст:


Аннотация

В статье выполнено поэтапное формирование образов и действий водителя. В изложенных рассуждениях авторы исходили из следующих предположений: рассматривалось движение массовых, серийно выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью автомобилей; рассматривалось движение одиночных автомобилей, как наиболее типичных и наиболее опасных случаев, позволяющих оценить влияние параметров дороги на режим движения "в чистом виде"; водители стремятся к сокращению времени поездки и потому движутся с максимально-возможной скоростью; водители выбирают скорость движения, зрительно оценивая лежащий впереди участок пути и учитывая скорость к моменту этой оценки; поведение водителя при прочих равных условиях определялось влиянием ограничения видимости и условиями зрительного восприятия; рассматривалось движение на подъём и спуск, но определяющим являлось направление спуска. Совокупность операций, ответвляемых водителем, можно представить как многоуровневую систему, содержащую три основные группы психофизиологических процессов: деятельность анализаторов (восприятие информации); работа центральной нервной системы (переработка и хранение информации); эффективная деятельность (ответные действия по реализации принятого решения). На основании принятой информации в сознании человека формируются образы внешней среды, совокупность которых составляет информационную модель объекта. Сравнивая ее с эталонами (энграммами памяти), водитель вырабатывает наиболее целесообразный в данных условиях комплекс действий. Реализация принятого решения является заключительным этапом реакции человека на внешнюю среду и выражается в изменении степени использования силы тяги двигателя или тормозной силы; изменение положения управляемых колес, как не отражающееся на скорости движения, можно в алгоритме работы водителя не учитывать. Анализ представленных схем алгоритмов позволяет получить количественные характеристики процесса движения автомобиля: показатели стереотипности, логической сложности.

Об авторах

А. В. Скрыпников
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Россия
Профессор, кафедра информационной безопасности


Е. В. Кондрашова
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Россия
Профессор, кафедра информационной безопасности


Т. В. Скворцова
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Россия
Доцент, кафедра информационной безопасности


А. Г. Чистяков
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Россия
Аспирант, кафедра информационной безопасности


Список литературы

1. Скрыпников А.В. и др. Методы, модели и алгоритмы повышения транспортноэксплуатационных качеств лесных автомобильных дорог в процессе проектирования, строительства и эксплуатации: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 310 с.

2. Скрыпников А.В., Скворцова Т.В., Кондрашова Е.В. Пропускная способность регулируемого перекрёстка // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте: межвуз. сборник науч.тр. 2007. Вып. 2. С.201-204.

3. Заикин А.Н. О влиянии межоперационных запасов на работоспособность комплекта лесосечных машин / А.Н. Заикин, Каштенков А.Д. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2010. №1. С. 15-21.

4. Рябова О.В., Манохин М.В. Критерии оценки зрительного восприятия водителем дорожной обстановки // Научный вестник Воронежского государственного архитектур-ностроительного университета. Строительство и архитектура. 2012. №2. С. 96-107.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Скрыпников А.В., Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В., Чистяков А.Г. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015;(1):97-104. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2015-1-97-104

For citation: Skrypnikov A.V., Kondrashova E.V., Skvortsova T.V., Chistyakov A.G. MODELING DRIVER BEHAVIOR IN THE DRIVING OF THEIR MOTOR VEHICLE. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2015;(1):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2015-1-97-104

Просмотров: 149

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)