Preview

Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий

Расширенный поиск

Взаимодействие университета и региона в условиях цифровой экономики

https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-4-307-312

Полный текст:

Аннотация

В статье исследованы современные формы взаимоотношений университетов и региональной среды. Взаимодействие высшего учебного заведения и территории не только оказывает решающее влияние на подготовку квалифицированных кадров для региональной экономики, не только способствует значительному увеличению научно-технического потенциала региона, но и решающе воздействует на социально-экономическую экосистему региона в целом. Выявлены условия роста жизнедеятельности вузов. На основании практик выводятся три формы взаимодействия региона и вуза. Исследованы эффективные формы интеграции. В рамках построенной экономической модели описываются «трансфер знаний» и участие университета в развитии региональной «экономики знаний». В ходе анализа основных проблем управления высшими учебными заведениями предлагается, как одно из оптимальных решений, внедрение в вузах программно-проектного управления взамен линейно-административного. Указаны принципы, ставшие теми приоритетами, на которые должен ориентироваться университет, начиная системную деятельность по собственному развитию и интеграции в региональные процессы. Авторами рассматриваются различные модели взаимодействия университета и региональных сообществ, их основные проблемы и возможные пути развития. Проанализированы внутренние и внешние вызовы классическому высшему учебному университету со стороны современных общественных реалий. Вводится понятие современного частного университета и нестандартных образовательных проектов, в том числе проектов типа Университета 20.35. Путем обращения к опыту стран с развитой экономикой в формировании современных образовательных трендов предложены перспективные пути взаимодействия различных образовательных систем. В работе делается вывод о неизбежности процесса интеграции ВУЗа и бизнес - сообщества региона на основе эффективных форм и инструментов их взаимодействия. Этот процесс требует от руководителей как региона, так и образовательных учреждений понимания необходимости и его неизбежности для повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Об авторах

Р. В. Гурфова
Кабардино-Балкарский государственный университет
Россия
к.э.н., доцент, кафедра компьютерных технологий и информационной безопасности, ул. Черныше вского, 173, г. Нальчик, 360004, Россия


И. В. Ашинова
Кабардино-Балкарский государственный университет
д.ф.н., доцент, ученый секретарь, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, 360004, Россия


Список литературы

1. Ашинова И.В., Гурфова Р.В., Нахушева З.А. Модель тройной спирали в проекции развития Кабардино-Балкарского государственного университета в современных условиях // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2017. № 4(18). С 45–51.

2. Щелкунов М.Д. Университеты перед лицом глобальных вызовов: российский путь // Поиск. Альтернативы. Выбор. 2016. № 3. С. 48–59.

3. Балмасова Т.А. «Третья миссия университета» – новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 48–55.

4. Виссема Йохан Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М.: Сбербанк, 2016. 422 с.

5. Каким должен быть университет будущего? URL: http://indicator. livejournal.com/24905.html

6. Движение имиджей. Российские вузы крепнут в борьбе // Поиск. 2016. № 25(1411). С. 6.

7. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.

8. Мягков Г.П., Бухараев В.М. Трансформация классического университета в условиях «текучей современности» // Классический университет: история и современность: материалы Всеросс. с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85летию Удмуртского гос. ун-та; Ижевск, 3–4 февраля 2016 г. Ижевск: Издат. центр «Удмуртский университет», 2016. С. 56–61.

9. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic: Learning, Partnership and Place. Leicester: National Institute of Adult Continuing Education, 2005.

10. Dees J.G. The Meaning of «Social Entrepreneurship». URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_SE.pdf

11. Fretwell D.H., Colombano J.E. Adult Continuing Education: An Integral Part of Lifelong Learning: Emerging Policies and Programs for the 21st Century in Upper and MiddleIncome Countries. Human Development Network Working Paper 22062. World Bank, Washington, D.C., 2000.

12. Nixon J. Higher Education and the Public Good: Imagining the University. L.; N.Y.: Continuum, 2011.

13. Bukht R., Heeks R. Defining, conceptualising and measuring the digital economy // Development Informatics working paper. 2017. № 68.

14. Brynjolfsson E., Collis A. How should we measure the digital economy // Harvard Business Review. 2019. V. 97. № 6. P. 140-148.

15. Popkova E.G. Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. Springer International Publishing AG, 2019.


Для цитирования:


Гурфова Р.В., Ашинова И.В. Взаимодействие университета и региона в условиях цифровой экономики. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020;82(4):307-312. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-4-307-312

For citation:


Gurfova R.V., Ashinova I.V. Interaction of the university and the region in the conditions of the digital economy. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2020;82(4):307-312. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-4-307-312

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-910X (Print)
ISSN 2310-1202 (Online)